Как играть на гитаре:
Пальцы и ладонь без напряжения охватывают гриф гитары, не сжимая и даже не касаясь его. Большой палец располагается на тыльной стороне грифа, ближе к его верхнему краю. Усилия пальцев — указательного, среднего, безымянного, иногда мизинца — направлены навстречу большому пальцу и должны быть достаточными только для прижатия струн. При глухом звучании в аккорде какой-либо струны проверте, не касается ли её, не приглушает ли соседний палец. Возможно струна не прижата как следует к грифу, и нужно усилить или, наоборот, ослабить прижатие. Концы пальцев, прижимающие струны, должны быть перпендикулярны грифу. Поэтому длинные ногти на левой руке не нужны.
Не следует оттягивать струну пальцем к краю грифа — это приводит к её заунывному звучанию (хотя мне это нравится). Место прижатия струны должно быть к нижнему порожку лада. Если в соседних аккордах есть одинаковые пальцы на одном ладу и струне, то они могут оставаться неподвижными, т.е. не меняться при смене аккорда.
Очень полезно послушать в аккорде отдельно каждую струну и добиться звонкости её звучания. Часто этой звонкости нет потому, что соседний палец или ладонь могут приглушать звук. И только когда звенят все струны, можно играть аккорд.
Не напрягайте руку и пальцы в аккорде, периодически расслабляйте их. Не делайте резких, судорожных движений — лучше замедлить темп игр. Пусть рука летает от аккорда к аккорду. Первое время пальцы левой руки могут сильно уставать и даже побаливать. Не беспокойтесь — со временем они найдут удобное положение в каждом аккорде, усилия на зажатие струны уменьшатся, кожа на подушечках пальцев загрубеет, играть станет легко и приятно, струны зазвенят. При смене аккорда старайтесь сразу прижать бас и через мгновение поставить на струны остальные пальцы — именно такое движение позволяет руке быстро менять аккорды, свободно аккомпанировать.
Для того, чтобы научиться играть на гитаре нужно знать как она устроена. Давайте рассмотрим устройство гитары на примере акустической гитары.
1.
Верхний порожек. Планка в верхней части грифа, которая не дает струнам
вибрировать. Струны входят в отверстия колков, проходя через прорези в
порожке.
2. Верхняя дека. Лицевая часть корпуса гитары.
3.
Головка грифа. Верхняя часть грифа, к которой крепятся колки. На
головке часто любят размещать свои логотипы фирмы-производители.
4. Гриф. Длинная деревянная деталь, крепящаяся к корпусу, вдоль которой тянутся струны. На грифе размещены порожки ладов.
5. Звукосниматель. Электромагнитное устройство, предназначенное для преобразования акустической вибрации в электрический ток.
6. Колки. Несколько механизмов (обычно их шесть), обеспечивающих увеличение или уменьшение натяжения струн.
7. Колок для ремня. Металлический штырь, к которому крепится один конец ремня.
8. Корпус. Самая объемная часть гитары, состоящая из верхней деки, нижней деки и обечайки. К корпусу крепится гриф.
9. Лады. Металлические порожки на накладке грифа. Расположены перпендикулярно направлению натяжения струн.
10. Нижний колок. Металлический штырь для крепления другого конца ремня.
11. Переключатель звукоснимателей. С помощью этого переключателя можно выбрать активный звукосниматель.
12. Подставка. Струнодержатель — используется для крепления струн на деке.
13. Разъем. К этому разъему присоединяется кабель для подключения гитары к усилителю.
14. Регуляторы громкости и тембра. Ручки для изменения громкости звука гитары и частотных характеристик.
15. Рычаг (только у электрогитары). Тремоло — металлическая рукоятка для изменения натяжения струн путем нажатия на нее.
Настройка гитары
Наиболее сложное задание, с которым сталкивается гитарист – это настройка инструмента. Ввиду того, что развитие чувства звука занимает немало времени, я бы порекомендовал приобрести, для начала, электронный тюнер для настройки гитары. Стоит он не дорого, а помощь окажет существенную. Приобретая тюнер, поинтересуйтесь у продавца как его использовать, какие кнопки за что отвечают. Пусть продавец покажет его в действии.
Важно понимать, что не настроив инструмент правильно, на нем невозможно будет играть.
Если у вас уже есть какой-никакой музыкальный опыт, то можно настроить гитару на слух. Главное настроить первую струну. Это можно сделать при помощи камертона или звуковых файлов, которые лежат здесь. Также можно настроить по уже настроенной гитаре. Вопрос: где взять настроенную гитару? Из любой песни... Включайте Nothing Else Matters, слушайте мелодию и настраивайте гитару по ней. Там как раз в самом начале играются почти все струны открыто (не зажаты ни на одном ладу).
Как надо настраивать:
Первая струна, зажатая на пятом ладу, настраивается в унисон (т.е. в одинаковом звучании) с камертоном "ля" (440 Гц).
Вторая струна, зажатая на пятом ладу, должна звучать в унисон со свободной (не зажатой) первой.
Третья на четвёртом ладу — со второй.
Четвёртая на пятом ладу — с третьей.
Пятая на пятом ладу — с четвёртой.
Шестая на пятом ладу — с пятой.
Можно
настраивать гитару с помощью любого MIDI-редактора (например
GuitarPro). Вам надо просто выбрать ноту, соответствующую звучанию
открытой струны и подстраивать её до получения одинакового звучания.
Такую процедуру надо повторить для всех струн.
Кроме того,
существует множество программ-настройщиков, но для работы с ними нужно
гитару подключать к звуковой карте компьютера или использовать микрофон
(для акустических гитар). Такие программы определяют частоту колебания
струны и сверяют с нужным. Программы подсказывают, что надо сделать —
подтянуть или ослабить струну.
Учимся играть боем на шестиструнной гитаре
В
этом уроке описаны наиболее популярные типы ритмических рисунков.
Ритмический рисунок — это схема, по которой играет правая рука:
движение по струнам вверх, вниз, приглушение струн и т. д. Такие
рисунки помогут вам в самом начале обучения игре на гитаре, а дальше
просто забудьте про них... под каждую песню ваша правая рука сама будет
сочинять бой.
ДДТ — Что Такое Осень
|
Схемы переборов
Что такое перебор… Слово говорит само за себя – это перебирание струн правой рукой (для правшей) в определенной последовательности. Некая альтернатива бою. Сходство с боем только одно: у перебора тоже есть стандартные схемы. Исполнение перебора может осуществляться как медиатром, так и пальцами правой руки. Приведу пример самого простого перебора:
Думаю, играя медиатром, здесь никто не запутается. Как играть это пальцами… Обычно в переборе за 4-ю, 5-ю и 6-ю струну отвечает большой палец, но не обязательно! За 3-ю струну отвечает указательный, за 2-ю – средний и за 1-ю – безымянный (опять же это просто стандартная схема). Рисунок простейшего перебора, как видно, на первых трех струнах повторяется. От такта к такту меняется лишь исполнение бас-струны. Весь перебор занимает два такта. Затем он повторяется. Если сам аккорд длится не дольше такта, то тогда целесообразней играть всего один такт от этого перебора. Вот так:
А вообще, для каждого аккорда, независимо от схемы перебора, в качестве баса используют определенную струну (зависит от играемой мелодии). Например, для аккорда D не используют 6-ю струну только потому, что это будет некрасиво звучать. Обычно используют 4-ю. По технике: играя пальцами, ваша рука не должна скакать. Двигаются только пальцы. Руку можно разместить на бридже, или положить ее на шестую струну, если она не используется. Будут возникать трудности, обращайтесь в форум или оставляйте здесь комментарии. Ну и осталось представить вам несколько других стандартных схем переборов:
E||----------------------|--------------------------|
|